О службе в ВМФ рассказал ейчанин генерал-лейтенанта морской авиации ВМФ России Виктор Попов

Фото: priazovka.ru

На страже интересов государства
 

Генерал-лейтенанта морской авиации ВМФ России (в запасе) Виктора Попова нередко можно встретить на различных мероприятиях военно-патриотической направленности, проводимых в Ейске и Ейском районе. Генералу есть что рассказать молодёжи, ведь за более чем 36-летний срок службы он был свидетелем и участником многих событий, которые навечно вписаны в историю морской авиации ВМФ России. Накануне профессионального праздника наш корреспондент встретился с Виктором Поповым и попросил ответить на несколько вопросов.


- Виктор Викторович, вы, наверное, как и многие мальчишки в детстве, мечтали стать лётчиком?


- В 60-е годы прошлого столетия интерес у молодёжи к авиации был большой. Военная авиация в те давние годы бурно развивалась, армия получала новые типы самолётов. Вспомним, что в те годы началось активное освоение космического пространства. А кто попадал в космонавты? Как правило, военные лётчики. Поэтому ещё в школе я сделал осознанный выбор и, получив аттестат зрелости, поступил в Оренбургское высшее военное авиационное училище лётчиков. Оно готовило лётчиков для морской авиации ВМФ СССР. После окончания училища меня направили служить на Балтику, можно сказать, в колыбель морской авиации. Ведь именно здесь в далёком 1910 году в структуре военного флота России появились первые аэропланы. Чуть позже флотское начальство отдало предпочтение гидропланам, и к началу Первой мировой войны морская авиация российского императорского флота представляла собой гидроавиацию.


- Но почему же тогда история морской авиации ведёт свою летопись с 1916 года? И в прошлом году в Ейске на базе 859-го центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации прошёл грандиозный праздник, посвящённый 100-летию морской авиации.


- Но этот вопрос мне довольно сложно дать чёткий ответ, поскольку решение о дате празднования Дня морской авиации принималось командованием флота в прошлом столетии. Думаю, что за отправную точку был взят 1916 год - по той причине, что именно в тот год было введено в действие «Положение о службе морской авиации и воздухоплавания императорского российского флота» и на флотах были сформированы воздушные дивизии, бригады и дивизионы. Сейчас ветераны морской авиации, насколько мне известно, пытаются докопаться до истины и восстановить историческую справедливость.


- И как складывалась служба на Балтике?


- Назначили меня на должность старшего лётчика самолёта ИЛ-28. Надо отметить, что в те годы велась интенсивная лётная подготовка личного состава. Мы отрабатывали различные задачи по повышению обороноспособности Балтийского флота. Вели разведку в нейтральных водах, отслеживали передвижение военных кораблей стран НАТО. Кстати, в разведывательные полёты всегда уходили парами. И проверяли работу систем ПВО стран Варшавского договора. Причём, такие проверки мы проводили на предельно малых высотах, используя складки местности.


Сложность полётов над Балтийским морем заключается в том, что там часто и очень быстро меняются погодные условия. Не раз бывало так, что взлетаем мы с аэродрома, светит солнце, а возвращаемся с задания – всё сплошь затянуто туманом или низкой облачностью. Мне особо в память врезался один из таких полётов. Мы уже подходили к заданной точке, когда поступил приказ возвращаться на аэродром. Приказ выполняем. Подлетаю к аэродрому, руководитель полётами говорит: «Смотри прожектора по-дневному». Днём прожектора светили навстречу заходящим самолётам, обозначая взлётно-посадочную полосу в крайне сложных метеорологических условиях. Подхожу к полосе, ориентируясь по приборам, прошёл дальний привод, ближний, полоса где-то рядом, но я её не вижу, настолько плотным и густым был туман. И когда уже хотел уходить на второй круг, увидел блёклый свет прожекторов, лучи которых вязли в тумане. После посадки на пробеге меня по радио руководитель полетов спрашивает: «Где находишься?» «На взлётно-посадочной полосе», - отвечаю. А ведь у меня тогда ещё не было и допуска к полётам в сложных метеорологических условиях. Но справился с этой задачей в сложной обстановке. Потому что учили нас качественно, без всяких поблажек и скидок. И если в полёте возникала внештатная ситуация, то все действия по выходу из неё выполнялись автоматически, зачастую на подсознательном уровне.


На Балтике я служил с 1973 по 1990 годы. Освоил несколько типов самолётов. Командовал отдельным авиационным полком. В полку из 25 лётчиков 23 – настоящие асы. А в 90-м году переведён на должность заместителя командира морской ракетоносной авиационной дивизии Северного флота. Но прежде прошёл переобучение в центре боевого применения, который находился в городе Николаеве. Освоил самолёт ТУ-22 М3. В зоне ответственности авиации флота находилось воздушное и водное пространство практически всей Арктики. Климатические условия там очень сложные для полётов. В году 250 дней, а то и более - сложные гидрометеорологические условия. Взлетали и садились по приборам, но стоящие перед дивизией задачи выполняли в полном объёме. Но вскоре СССР развалился, и морская авиация, как и все Вооружённые силы России, стала испытывать массу проблем. Именно в 90-е годы прошлого столетия начался развал армии и флота. Была нарушена система подготовки воинских кадров, в том числе и авиационных. Что мы в полной мере испытали на себе в 2000-е годы. Были расформированы многие части и соединения, имевшие славную боевую историю. Материально-техническое обеспечение воинских частей и подразделений свелось к минимуму. Лётчики по шесть и более месяцев не садились за штурвал самолёта, так как не было топлива. Чтобы хоть какая-то часть экипажей не потеряла своей квалификации, мы отбирали лучшие и давали им возможность налётывать хотя бы минимальное количество часов. Словом, в те годы фактически шла борьба за выживание. Но надо отметить, что очень многие офицеры не спасовали перед трудностями и продолжали нести службу.


- В 2002 году вас назначили на должность командующего ВВС Северного флота…


- Круг задач, которые приходилось решать, значительно расширился. Но морская авиация, как и все Вооружённые силы, испытывала множество проблем. Очень многие нововведения, которые продвигало вышестоящее командование, шли не на пользу авиации, армии и флоту. Те, кто был не согласен с этими нововведениями, уходили в отставку.


В последние годы ситуация изменилась в лучшую сторону. Пришло понимание, что дальше отступать нельзя. Смотрите, наша страна возвратилась в Арктику, восстанавливает заброшенные либо создаёт новые военные объекты. Да что далеко ходить. Расположенный в Ейске центр боевого применения и переучивания лётного состава живет полнокровной жизнью. Лётчики повышают своё профессиональное мастерство, полёты осуществляются в соответствии с намеченными планами. Морская авиация ВМФ получает новую авиационную технику, словом - упрочивает своё положение, и вне всякого сомнения, успешно решает стоящие перед ней задачи.


Пользуясь случаем, хочу поздравить морских авиаторов, как несущих службу, так и ветеранов, с профессиональным праздником! И пожелать крепкого здоровья, чистого неба, безаварийных полётов, семейного счастья и благополучия.


Беседовал Георгий Тимофеев.


 

Последние новости Краснодарского края по теме:
О службе в ВМФ рассказал ейчанин генерал-лейтенанта морской авиации ВМФ России Виктор Попов

- Новороссийск
Об этом заявил начальник морской авиации ВМФ генерал-майор Игорь Кожин.
13:32 17.07.2017 ТРК Новая Россия
- Ейск
От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником – Днем морской авиации Военно-морского флота РФ.
12:48 17.07.2017 Ейск Гид
- Ейск
Уважаемые морские летчики, ветераны! Поздравляем вас с профессиональным праздником –  Днем морской авиации Военно-морского флота РФ!
11:03 17.07.2017 Администрация г.Ейск
О службе в ВМФ рассказал ейчанин генерал-лейтенанта морской авиации ВМФ России Виктор Попов - Приазовские степи
О службе в ВМФ рассказал ейчанин генерал-лейтенанта морской авиации ВМФ России Виктор Попов - Ейск
На страже интересов государства   Генерал-лейтенанта морской авиации ВМФ России (в запасе) Виктора Попова нередко можно встретить на различных мероприятиях военно-патриотической направленности,
10:37 17.07.2017 Приазовские степи
 
По теме
5752 - НИА-Кубань Летные испытания самолета МАИ-411, разработанного ОАО «Концерн КЭМЗ», намечены на осень-зиму текущего года, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе министерства промышленности республики.
11.08.2017
 
В минувшее воскресенье над городским парком был поднят Андреевский флаг. Традиционно в этот день в России отмечается День Военно-Морского Флота.
03.08.2017
Морская слава России - Вольная Кубань ДЕНЬ ВМФ. Традиционно широко в Новороссийске отметили День Военно-Морского Флота.
01.08.2017
 
«На прошедших выходных в Краснодаре отметили День Военно-морского флота» Бескозырка белая, в полоску воротник Хотя нам не слышен шум прибоя океанских волн и стены города морскими ветрами не овеяны,
01.08.2017
    В сквере по ул. Кирова у  Вечного огня прошло торжественное мероприятие, приуроченное к празднованию Дня Военно-Морского флота России.
31.07.2017
«Дело Цапков»: кубанские приставы продолжают работу  по взысканию компенсаций - УФССП Широкий интерес у представителей печатных и электронных средств массовой информации как регионального, так и федерального значения вызывает информация, касающаяся фигурантов печальных событий в станице Кущевской.
21.06.2018 УФССП
День памяти - Армавирский Собеседник 22 июня — особая дата в календаре. В этот день в 9:30 в парке 30-летия Победы состоится митинг-реквием в память о погибших и пропавших без вести на полях сражений, в разрушенных городах и сожженных селах,
22.06.2018 Армавирский Собеседник
В связи с резким подъемом уровня воды в реке Кубань, в целях своевременного принятия неотложных мер по предотвращению последствий чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования город Армавир  первым замес
19.06.2018 Армавирский Собеседник
Фото: Михаил Ступин В Крымском районе мужчина предстанет перед судом по обвинению в покушении на убийство бывшей супруги и малолетней дочери Вечером 2 апреля этого года в больницу Крымского района с многочисленными ко
21.06.2018 Кубанские Новости
Бегом к мечте! - Газета Единство Не оставил равнодушным шоу-концерт образцового вокального ансамбля «Гармония».
22.06.2018 Газета Единство
В дни летних школьных каникул в Динском историко-краеведческом музее представлена передвижная выставка «Радуга на крыльях».
21.06.2018 Газета Трибуна
Так случилось, что библиотека – не только моя работа, но и моя судьба. Мой трудовой стаж в библиотеке им.
20.06.2018 Армавирский Собеседник
В гостеприимном ауле Хабез Карачаево-Черкесской Республики прошел Пятый Всероссийский Фестиваль народного творчества «Хоровые Ассамблеи», организованный Всероссийским обществом слепых( ВОС).
19.06.2018 Армавирский Собеседник
Шок - это по-нашему… - Независимая спортивная газета Н у что ты будешь делать… Что ж у нас всё, елки-палки, не как у «нормальных людей»… Не успели мы как следует порадоваться неожиданно крупной победе сборной России над Саудовской Аравией, насладиться свалившимся счастьем,
21.06.2018 Независимая спортивная газета
На фото: участники турнира - Администрация МО Павловский р-н Сегодня в детском саду № 26 состоялся турнир по японскому мини-волейболу между детскими садами № 26 и № 27 среди родителей воспитанников.
21.06.2018 Администрация МО Павловский р-н
В России «Юрьев день» - Независимая спортивная газета Владимир Обухов перебрался из «Кубани» в «Мордовию» фото: ФК «Кубань» Пришли: - директор клуба Николай Левин, в. Александр Кобзев («Авангард»), з. Игорь Климов («Ротор»), з. Евгений Ятченко («Шинник»), з. Сергей Сухарев («Тосно»),
21.06.2018 Независимая спортивная газета
Итак, на чемпионате Мира по футболу сборная России в первом матче показала захватывающую игру, «вдребезги» разбив сборную Саудовской Аравии со счетом 5:0 и «покорив» Египет со счетом 3:1.
20.06.2018 Газета Трибуна
В детском саду № 26 состоялся турнир по японскому мини-волейболу между детскими садами № 26 и № 27 среди родителей воспитанников.
22.06.2018 Газета Единство
В районе началась уборка озимой пшеницы - Администрация МО Калининский р-н По оперативным данным управления сельского хозяйства на 21 июня в сельскохозяйственных предприятиях района обмолочено 366 га озимой пшеницы, валовой.
21.06.2018 Администрация МО Калининский р-н
Не смотри на хутор свысока… Знакомиться с хуторами Днепровского сельского поселения можно даже не покидая автомобиль – следуя по «роговской трассе» один за другим, они вплотную примыкают к дороге.
21.06.2018 Этаж Новостей
Abadonna – блогер из Тимашевска Международный день блогера отмечали 14 июня.
21.06.2018 Этаж Новостей
В связи с проведением работ на ПС 35 Калужская 22.06.18с10:00 до15:00  будет прекращена  подача электроэнергии в х.Чибий, х.Папаротноеи следующих  промпредприятиях:
22.06.2018 Администрация Северского р-на